Ведущий специалист Русского музея, член Санкт-Петербургского Союза художников и Союза журналистов России

Сергей Николаевич Левандовский

О тенденциях и людях в искусстве
Artway: Искусство?

Сергей Николаевич: Для меня это эмоциональное, образное отражение действительности. Искусство требует проникновения в суть жизненных эмоций и человеческого духа. Наш великий художник Александр Иванов («Явление Христа народу») говорил, что цель искусства видится ему в «соединении техники Рафаэля с идеями новейшей цивилизации», – это определение, если понимать его расширительно, справедливо и для нашего времени, хотя сейчас многие пренебрегают как формальной стороной своих произведений, так и их содержательностью.


Artway: Музейный СПб?

Сергей Николаевич: Музеев много... Москва – столица, но центр художественных музеев, бесспорно, Петербург. Искусствоведы, реставраторы, музейные хранители съезжаются к нам на конференции, симпозиумы, семинары для повышения своей квалификации.


Сергей Николаевич Левандовский
Ведущий специалист Русского музея, член Санкт-Петербургского Союза художников и Союза журналистов России
Мы живем в таком городе, что даже не верится, насколько он прекрасен
Artway: Хорошее и другое?

Сергей Николаевич: Говоря словами Н.Г. Чернышевского, «прекрасное есть жизнь», она действительно прекрасна. Человеку, в том числе художнику, непременно нужен контакт с самой жизнью, общение с людьми, с природой, прежде всего, не стоит замыкаться в себе.



Artway: Взгляд искусствоведа?

Сергей Николаевич: Ты не эстет, но любишь все привлекательное, красивое и изящное. Раньше было определение: Изящные искусства и словесность… Грация, присущая женщинам, да и многое другое – все это, безусловно, привлекает, но и мешает жить одновременно, потому что когда много видишь «некрасивого», несуразного, далекого от идеала, сам начинаешь ругаться (смеется), теряешь эстетизм, уподобляясь какому-то грубияну. А вообще красота рассеяна повсюду, ее надо уметь увидеть и собрать.



Artway: Плюсы и минусы вкуса?

Сергей Николаевич: Опять же рафинированное эстетство уводит куда-то... Как говорится, противоположности смыкаются; чересчур рафинированное становится слащавым и приторным, а грубое предстает неожиданно простым, естественным и необходимым, то есть пирожное – одно, а хлеб – другое.



Artway: Художественные характеры?

Сергей Николаевич: Искусство – дело серьезное, ответственное. Взять иконописца: он должен быть чист душой, относиться к своей работе как к молитве, медитации. Недаром он постился и подходил к работе в просветленном состоянии, это дает возможность проникать в высшие сферы. «Если есть " Троица" А. Рублева, значит, Бог существует», вот вам доказательство – это Павел Флоренский написал.



Artway: Любимая архитектура?

Сергей Николаевич: Архитектура, прежде всего, создает среду обитания и настраивает человека на определенный лад. Мы живем в таком городе, что даже не верится, насколько он прекрасен.



Artway: Галстук или бабочка?

Сергей Николаевич: Галстук.



Artway: Женское и мужское в искусстве?

Сергей Николаевич: Некоторые женщины в искусстве, литературе и поэзии могут быть более брутальны, чем мужчины, и в свою очередь некоторые мужчины чересчур сентиментальны.



Artway: Будущее искусства?

Сергей Николаевич: Туманно видится мне…



Artway: Птицы или рыбы?

Сергей Николаевич: Хочется парить в небе... Петь.



Artway: Пожелания ARTWAY?

Сергей Николаевич: Напоминать людям о прекрасном. И если в Вашем журнале сотрудничают такие люди, как Вы – значит, все получится и будет хорошо.