художник
Валерий Лукка
ARTWAY: О смене поколений.

Валерий: Смена поколения происходит просто потому, что рождаются новые люди, склонные заниматься искусством, а старые угасают и сходят со сцены. Это естественный процесс, который всегда был, и тут нет ничего особенного и оригинального. Каждая новая генерация привносит свое понимание эстетических проблем и изменений. Это не прогресс, потому что прогресса в искусстве нет, как известно, а изменения происходят. границы эстетики склонны к расширению, хотя бывают периоды, время от времени, которые можно назвать консерватизмом или «мракобесием», как угодно, — это когда границы начинают съеживаться в какие-то предустановленные нормы. Смена — это естественный процесс, это — жизнь.



Валерий Лукка
художник
Грачи прилетели (диптих)
Лукка Валерий
1992
ARTWAY: О хорошем и плохом.

Валерий: «Что такое хорошо, а что такое плохо» — когда-то написал Маяковский специальный стих для детей. Ну плохое искусство — это слабое искусство. В принципе, всё искусство занимается проблемой гармонии. Музыка занимается звуком; поэзия — оптимальной конструкцией слов — всё это задевает душу. Искусство занимается проблемой души, оно ищет новые подходы. Более высокий уровень — это духовность. Вот живопись пытается комбинациями из цветных пятен и цветной «грязи» и формы создать какую-то эмоциональную правду. Если оно делает это достаточно глубоко, то, как правило, это получается хорошее искусство. Если оно делает это приблизительно или откликается только на какие-то очень короткие сегодняшние ожидания — это конъюнктурно. Хотя примеры бывали разными: вот в Эпоху Возрождения, например, художники работали на заказ, то есть в принципе на конъюнктуру. Здесь встает вопрос: а кто были вот те заказчики? Встречаются счастливые ситуации, когда уровень заказчиков и уровень художников очень близок, и ожидания совпадают с предложениями художников и с их намерениями — но такие удачные периоды, как Эпоха Возрождения, бывают довольно редко. Заказчики сегодняшние, предлагая конъюнктурные работы художникам, к сожалению, не очень сами-то на высоте и, как правило, они пропагандистские, например, соцреализм — там были талантливые художники, но большей частью отводили душу не на конъюнктурных работах, а писали пейзажи, натюрморты. проблема свободы для искусства — одно из важнейших условий, когда искусство может быть хорошим. Хорошее — это не стиль, потому что стиль это способ проговаривания проблемы — это язык. А вот то, что этим языком проговаривается — вот что важно. Вызов времени важен, в каждой эпохе есть болевые точки, художник их чувствует. Художник, музыкант, поэт — они могут нащупать эту точку, прочувствовать ее и найти способ ее выразить. И, конечно, все зависит от масштаба личности, кто этой проблемой занимается, и уровня таланта, а это уже иррациональный элемент, который невозможно логически объяснить.

Не оставляйте надежды. Дай Бог молодым, чтобы они пробились сквозь обволакивающую рутину, чтобы у них получилось то, чего нас не получилось у нас.
ARTWAY: О новой культуре во всех ее проявлениях.

Валерий: В сегодняшней культуре очень активна волна поп-культуры, которая наиболее очевидна проявляется, если включить телевизор. Этого много в музыке («попсе»), в живописи тоже есть — это опять-таки та проблема, когда художник реагирует на конъюнктурные ожидания — то, чего хочет большинство «на потребу» — тогда он может получить сиюжеминутные дивиденды наиболее максимальные — славу, деньги, почет и т.д ., но здесь большая угроза: как только сменится мода, так все это уйдет в тень и будет никому не нужно. Наверное, это всегда было, потому что идея «хлеба и зрелищ» была и в античные времена, но тогда масштаб может быть был мельче. Потребность в вульгарном, видимо, неистребима в человеке.

ARTWAY: О мужском и женском.

Валерий: Ну про мужское и женское в искусстве я вообще мало, что понимаю, но, в принципе, бывают иногда периоды очень большой женской активности в живописи, например, «Русские амазонки» в русском авангарде. Вдруг оказывается, что они в чём-то даже острее и мощнее, чем мужчины. Но, в целом, если посмотреть, то мужчины, как правило, открывают в искусстве новые пути, а женщины обживают эту стилистику, как они обживают дом, построенный мужчиной. Как правило, женское искусство бывает очень сильным и мощным, но оно более консервативно, хотя "Русские амазонки" показывали, что они "передовее передовых".
Фрагмент моей Родины
Лукка Валерий
1999
ARTWAY: Куда развивается ART?

Валерий: 80-90-е годы мы с ребятами (Е. Барский, В. Михайлов, Н. Сажин, Ф. Волосенков) обсуждали и спорили о том, что есть много признаков смерти живописи, как будто она начинает буксовать, что новых стилевых открытий не происходит. Потом наступил постмодерн, который еще больше подтвердил это, потому как этот стиль занимается перекомбинированием старых стилей. Но, тем не менее, оставались чудаки, которые с какой-то робкой, наивной надеждой пытались что-нибудь еще выковырять. Наша компания начала еще в 80-е годы нагружать картину мусором: казалось, что в этом, может, есть какой-нибудь ход. А есть ли сейчас какой-то выход — я не знаю, я уже от жизни отстал, мне бы с собой разобраться. Это молодежи должно быть виднее, куда вы смотрите, что открываете...?



ARTWAY: Пожелания молодым.

Валерий: Не оставляйте надежды. Дай Бог молодым, чтобы они пробились сквозь обволакивающую рутину, чтобы у них получилось то, чего нас не получилось у нас.